Первое, что вспоминается, определение свободы, как осознанной необходимости, данное основоположниками Научного коммунизма и выученное еще в далекие студенческие годы. На мой взгляд, это самое мудрое определение свободы.

Когда человек появляется на свет, он свободен абсолютно. Но он еще и не является личностью. Новорожденный — это биологический индивид. Ведь само определение личности включает все наши особенности взаимодействия с социумом. С первых же месяцев жизни начинается процесс социализации, т.е. обучения, что можно делать в обществе, что нельзя.

Появляется ограничение. Вначале роль ограничителей свободы реализации потребностей выполняют родители, ближайшее окружение. Но со временем в личности начинается формироваться внутренний ограничитель, то, что по определению З. Фрейда называется «суперэго» или «сверх-я».

Т.е., со временем, человек не будет делать то, что запрещают родители (другие люди) сам по собственному убеждению. Пока ребенок не осознан во многом и безответственен, родители следят за режимом сна, правильным питанием и т. д.

Повзрослеть — это самому стать осознанной и ответственной личностью. Т.е. взрослая личность не будет вставлять шпильку в розетку, не потому родители когда-то запретили, а потому что он сам осознает, что электрический ток опасен для жизни. Это и есть свобода, как осознанный выбор. И вовремя ложится спать взрослый человек не потому, что мама будет ругать, а осознанно делая выбор в пользу своего здоровья, понимая закономерности биологических суточных ритмов и т.д.

Т.е., если мы действительно сами определяем осознанно «форму клетки», то это уже не ограничение, которое воспринимается, как клетка снаружи.

Но часто бывает так, что человек всю жизнь следует каким-то ограничениям, которые он считает своими, но так и не переработал во взрослой жизни, как собственную осознанную необходимость. Т.е. Это не стало действительной его свободой, а скорее его клеткой, ограничивающей его. Так в моей психологической практике был случай, когда одна моя клиентка стала, наконец, красить губы, когда ей было уже под 70. В первый раз, когда она лет в 17 накрасила губы, ее так отчитали родители, отец так ее наругал, такими словами обозвал, что она на всю жизнь решила, что губы красить — это очень плохо, так поступают очень плохие девушки. Т.е. можно даже и постареть, но так и не повзрослеть. Ее словами после курса личностного роста были: «А ведь я могла и умереть, так и не пожив!». Т.е. часто люди живут не своей жизнью, не делая осознанный выбор, а находясь в клетке, которую создаю себе сами. Это не очень существенно, если речь идет о манере одеваться, макияже и т.д. Но часто даже самые важные шаги и решения в своей жизни человек принимает не по собственному осознанному и ответственному выбору, а находясь в плену ограничений, усвоенных с детства.

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак 1:25).

Нарницкая Г.И. психолог.